www.oldbricks.info

Общение на кирпичную тему
Текущее время: 22 сен 2017 06:49

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 02:27 

Зарегистрирован: 23 окт 2008 20:28
Сообщения: 408
Откуда: Ростов-на-Дону
В эту тему предлагаю выкладывать материалы по клеймам исключительно НА РЕЛЬСАХ,
дабы систематизировать информацию и не смешивать с иными образцами железной
и чугунной продукции в общую кучу.

Открываю тему материалом по русско-английской продукции,
образец которой был обнаружен в Ростове - см. фото.

"Ново-Россiйское общество III. 99. CТАЛЬ Владикавказская Ж.Д."

Производитель:
"Ново-Россiйское Общество каменноугольнаго, железнаго и рельсоваго производства"

По истории этого Общества достаточно много материала в сети.
Например:
http://donetsk.ukrgold.net/page/1542/

Выделил один интересный факт:

"1896 год.
Украшением павильона Новороссийского общества становится уникальная пальма,
демонстрируемая на промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде,
изготовленная из части рельса, кузнецами-умельцами Юзовского металлургического завода
А.И. Мерцаловым и Ф.Ф. Шкариным. Пальма Мерцалова сегодня является символом Донетчины."


Вложения:
H0B.P0C.III.99.CTAJIb_.jpg
H0B.P0C.III.99.CTAJIb_.jpg [ 138.18 КБ | Просмотров: 8532 ]
PALM_1896.jpg
PALM_1896.jpg [ 53.4 КБ | Просмотров: 8532 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 08:52 

Зарегистрирован: 16 июл 2009 00:02
Сообщения: 120
Вы могли бы показать снимок самой надписи?
У меня вызывает сомнение слово "Владикавказская".

Есть предположение: В.Ж.Д. - Ветковская железная дорога; то есть дорога длиной 21 верста, соединяющая основную магистраль на ст.Юзово и завод Новороссийского Общества Джона Юза.

Вот материал на эту тему из газеты "Донецкие новости":

Как Донецк железную дорогу получил
В марте 1872 года была введена в эксплуатацию Константиновская железная дорога, прошедшая через нынешнюю территорию Донецка.
Таким образом, родились сразу две донецкие станции: Юзово (со временем развившаяся в железнодорожный вокзал) и Рутченково (которую поначалу назвали Рудничной, а затем переименовали в честь землевладельцев дворян Рутченко). Другими пунктами на этом «железном пути» были Константиновская, Петровская (нынешний Кривой Торец), Железная (Фенольная), Еленовка. И было еще нечто глубоко вспомогательное, сыгравшее, тем не менее, в развитии города очень даже существенную роль. Одновременно со сдачей Константиновской линии состоялся ввод в строй ветки от станции Юзово к металлургическому заводу Новороссийского общества. Таким образом образовался первый подъездной путь на территории города. Впоследствии вспомогательные «железки» буквально исполосуют лицо Донецка…

Именно прокладка этого подъездного пути вы-звала к жизни название Ветка, известное и нынешним жителям города. Поселок к северу от центра сформировался вокруг рудника, так и названного – «Ветковский». Железная дорога, породившая это имя, до сих пор существует. Она проходит мимо завода «Точмаш», пересекает улицу Артема в районе Ветковских прудов, внедряется в центр перед парком Щербакова и финиширует на территории металлургического завода. В махровые советские времена эту линию использовали и для пассажирского сообщения: по ней от вокзала до станции Город (где-то неподалеку от нынешнего кинотеатра «Звездочка») ходили специально подготовленные для этого электрички. В выходные и праздничные дни маршрут продлевался до парка Щербакова.

С этой транспортной веткой связана одна забава не для слабонервных, которую практиковали мальчишки послевоенного Сталино. Суть в следующем. В районе парка Щербакова дорога делает резкий изгиб. Подъезжая к повороту, машинист всегда давал сигнал, чтобы отогнать подальше от полотна зазевавшихся граждан. В ожидании очередного состава мальчишки группой в 4-5 человек располагались на пути. Опытным образом было вычислено, что в течение десяти секунд после сигнала на дороге можно было оставаться без риска для жизни. Кто-то из мальчишек начинал вслух считать до десяти. Тот, кто не выдерживал напряжения и убегал подальше от надвигавшегося состава, получал репутацию слабака. Пожизненно.

Забаве был положен конец, когда на очередную компанию таки наехал паровоз. Были жертвы. С тех пор возле злополучного изгиба дороги всегда дежурил милиционер.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Новороссийское общество арендует у соседних владельцев до 17 тыс. десятин недр и 533 десятины поверхности, имея… собственную железнодорожную ветвь до станции Юзовка (21 верста)». В общем, станция по отношению к заводу (и соответственно к поселку, из которого вырос Донецк) находилась где-то очень далеко. Можно сказать, в другом измерении. В промежутке была степь, после дождей становившаяся болотом. Так продолжалось полвека, пока город не подполз наконец к своему вокзалу.
Донецкие Новости


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 13:38 

Зарегистрирован: 23 окт 2008 20:28
Сообщения: 408
Откуда: Ростов-на-Дону
На снимке прекрасно считывается сама надпись.
"В Ж Д" - я расшифровал, как Владикавказская Ж.Д. - основываясь на двух
факторах:
во-первых, через Ростов-на-Дону ветка этой самой дороги и проходила
(и правление ВЖД, кстати, находилось в Ростове),
во вторых на сайте РЖД по истории Владикавказской Ж.Д. читаем:

"Рельсы производились на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и на железоделательном заводе в Юзовке (Донецк). Из Петербурга рельсы пароходами везли до Ростова и Новороссийска, далее - по железной дороге до места укладки. Дубовые шпалы заготавливались в близлежащих лесах."

Чисто логически, более подходит "Владикавказская".
Хотя, не исключаю возможности, что в РнД могла случайно попасть и "Ветковская" часть рельсы.

http://history.rzd.ru/wps/portal/histor ... RE_ID=5110


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 18:22 

Зарегистрирован: 16 июл 2009 00:02
Сообщения: 120
Правильно ли я понял, что на рельсе обычно указывался не только завод-изготовитель, но и дорога для которой он предназначался?
Если так, то тогда о Ветковской жел. дор., размеется, не может быть и речи.

Я же, по аналогии с кирпичными и черепичными клеймами, полагал, что на клейме рельса могли быть только сведения о заводе-изготовителе - и только!
Простите, сам не знал и Вас ввел в заблуждение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 19:39 

Зарегистрирован: 23 окт 2008 20:28
Сообщения: 408
Откуда: Ростов-на-Дону
Я пока не большой спец по клеймению на рельсах, однако данное фото заставляет
предполагать, что заказчик (строительное управление той или иной ветки ЖД)
могли сразу вменять заводу-производителю в клейме указывать и заказчика.

Здесь мы видим американский рельс с аббревиатурой КЖД и клеймом производителя,
заботливо "отмеченным" серебрянкой на Волгоградской Детской ЖД.

Производитель: LACKAWANNA STEEL Co, U.S.A., 1917.
http://en.wikipedia.org/wiki/Lackawanna_Steel_Company

Фото взято отсюда:
http://narrow.parovoz.com/newgallery/pg ... 407&LNG=RU


Вложения:
LACKAWANNA_1917_KЖД.jpg
LACKAWANNA_1917_KЖД.jpg [ 139.19 КБ | Просмотров: 8512 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009 20:04 

Зарегистрирован: 16 июл 2009 00:02
Сообщения: 120
Аналогичным образом клеймили двутавровые балки.
Более 20 лет назад я обнаружил две такие балки с клеймами до 1917 г. на нашем заводе.
Они оказались на виду вследствие разборки старого производственного здания.

Клеймо “Р.Б.М.О.- Р.Н.П.20” на одной из балок указывало на ее российское происхождение. Первые четыре буквы этой аббревиатуры свидетельствовали, что данный двутавр прокатали на стане известного в прошлом завода “Русско-Балтийского металлургического Общества”. Другая балка была изготовлена в Германии. Клеймо на ней — “PEINER WALZWERK. - NP20 - 1897” — уточняло даже дату ее изготовления.

К сожалению, сфотографировать клейма тогда не довелось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 06 сен 2009 19:45 

Зарегистрирован: 05 дек 2008 20:46
Сообщения: 113
Откуда: г. Москва
Из книги Чернышёва М.Б. "Клейма на железе в русском строительстве XVII-XIXвв."
Вложение:
DSC00560.jpg
DSC00560.jpg [ 137.02 КБ | Просмотров: 8482 ]

Вложение:
DSC00561.jpg
DSC00561.jpg [ 139.34 КБ | Просмотров: 8482 ]


С прискорбием сообщаю, что Макс Борисович скончался.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 06 сен 2009 19:57 

Зарегистрирован: 05 дек 2008 20:46
Сообщения: 113
Откуда: г. Москва
Из книги Н.С. Корепанова, Е.Ю. Рукосуева "Клейма уральских заводов XVIII-XIXвв."
8.21. Клеймо, ставившееся на рельсах - Демидова Нижне-Тагильские заводы, месяц, год, бессемер.
8.21. Клеймо, ставившееся на рельсах - Демидова Нижне-Тагильские заводы, месяц, год, сталь.
Если прокат рельсов производился по заказам казенных железных дорог, то перед заводским клеймом ставилась аббревиатура той железной дороги для которой выполнялся заказ: З.Ур.ж.д. - Западно-Уральская железная дорога; Тр.ж.д. - Троицкая железная дорога; Сем.ж.д. - Семиреченская железная дорога; М.-Каз.ж.д. - Московско -Казанская железная дорога; А.-М.ж.д. - Ачинско-Минусинская железная дорога и т.д.
Вложение:
DSC00565.jpg
DSC00565.jpg [ 142.46 КБ | Просмотров: 8481 ]

Видел аналогичное за 1-й месяц 1916г.

Клеймо Катавско-Ивановского завода: катавские заводы князя Белосельского
Вложение:
IMG_8263.1.jpg
IMG_8263.1.jpg [ 121.99 КБ | Просмотров: 8481 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 06 сен 2009 20:01 

Зарегистрирован: 05 дек 2008 20:46
Сообщения: 113
Откуда: г. Москва
Завод им. Сталина. К сожалению, фото не очень удачное, а рельс торчит из земли.
Вложение:
IMG_2573.jpg
IMG_2573.jpg [ 143.65 КБ | Просмотров: 8481 ]

Станция Калязин.
Вложение:
DSC00488.jpg
DSC00488.jpg [ 116.55 КБ | Просмотров: 8481 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: PEJIbCbl
СообщениеДобавлено: 06 сен 2009 22:30 

Зарегистрирован: 05 дек 2008 20:46
Сообщения: 113
Откуда: г. Москва
1. Клеймо Надеждинского завода:
Вложение:
IMG_2504.1.jpg
IMG_2504.1.jpg [ 137.67 КБ | Просмотров: 8477 ]

2. Рельс узкоколейки: ЮГОСТАЛЬ Д.Г.З. 1931 III (не в кадре). На втором плане - плинфа к. XVIIIв. Применялась в качестве огнезащиты деревянных перекрытий.
Вложение:
DSC00563.jpg
DSC00563.jpg [ 140.81 КБ | Просмотров: 8477 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100